Люмены. Люксы. CRI

Написать эту статью нас сподвигли частые вопросы по световым характеристикам различных светильников, и в частности, по продукции RusRay. Давайте вместе разберемся на примере люминесцентного света, откуда берутся цифры и насколько они правдивы.

Каждый производитель, публикуя фотометрические характеристики своих изделий стремится показать наилучшие результаты. При этом, проводимые испытания и замеры делаются при разных условиях и различным измерительным оборудованием. В итоге, конечные цифры имеют существенные расхождения с реальными.

Для того, чтобы получить цифры близкие к настоящим, мы предлагаем использовать критерии, на которые и будем опираться, сравнивая различные модели от разных производителей:

  • Светильник ParaBeam

    Светильник ParaBeam

    В качестве примера будут использованы 2-х ламповые люминесцентные светильники с U-образными лампами мощностью 55 Вт (CFL). Наиболее широкое распространение получили лампы Osram серии Dulux L. Именно на этих лампах производились замеры освещенности светильников РусРей серии СВ. Так как большинство именитых брендов рекомендует использовать со своим оборудованием именно этот тип ламп, то резонно предположить, что их измерения базируются на использовании этих источников света.

  • Также необходим авторитет, заработанный многолетним опытом, на который полагается большинство пользователей. Однозначно, что продукция таких известных производителей как ARRI и Kinoflo может быть некой отправной точкой отсчета.
  • И, конечно же, мы будем опираться на физику света.

Теперь осталось разобраться с такими характеристиками, которые действительно отражают качество и количество светового потока. Мы не будем оперировать значениями в люменах (лм), потому что практически невозможно достоверно посчитать световой поток источника света, состоящего из ламп и системы рефлекторов. В нашем случае наиболее важной характеристикой является освещенность, измеряемая в люксах (лк). А люксметр – это достаточно распространенный и доступный прибор для измерения уровня освещенности.

Так же в телеиндустрии очень важен параметр CRI (индекс цветопередачи), который характеризует уровень соответствия естественного цвета объекта видимому (кажущемуся) цвету этого объекта при освещении его источником искусственного света. Если говорить простыми словами, то чем выше данный параметр, тем цвет изображения будет больше соответствовать действительности.

Заключительный параметр в нашем списке – это цветовая температура. В студиях используется множество различных источников света разного типа, и чем ближе будет цветовая температура каждого из них к заданному уровню, тем правильнее будет цветовой баланс. В телевидение наиболее распространены 2 варианта цветовой температуры: 3200К (теплый) и 5600К (холодный).

Таким образом, для сравнения мы будем использовать 3 параметра: освещенность, индекс цветопередачи и цветовую температуру.

CRI. В некоторых дешевых люминесцентных светильниках фигурирует цифра CRI>95. Учитывая то, что у OSRAM заявленная величина индекса цветопередачи для U-образных ламп последнего поколения равняется 90, можно усомниться в правдивости предоставленных производителем данных. Обратившись к заявленным характеристикам наших экспертных брендов, мы также увидим значение 90. Для всех светильников RusRay рекомендуется использовать именно эти лампы, поэтому значение индекса цветопередачи соответственно равно этому значению.

Цветовая температура. Безусловно основой этого параметра является цветовая температура самих ламп. Osram предлагает 2 варианта цветовых температур: 3200К и 5400К, а не 5600К, как заявляет достаточное количество производителей светильников. Кроме того, использование этих ламп предполагает задействование специальных балластов, которые обеспечивают заявленный производителем срок службы и не допускают мерцаний при любых режимах съемки.

Светильник Studio Cool 2

Светильник Studio Cool 2

Самый сложный и самый интересный для светового прибора показатель — это уровень освещенности на разных расстояниях от светильника. Увеличения освещенности можно добиться только усилением светового потока прибора, применяя различные отражатели, зеркальные бленды, меняя расположение и угол наклона ламп, а также используя зеркальные шторки. Последние, кроме увеличения светового потока имеют недостаток в виде дополнительных засветок и бликов, поэтому большинство осветителей предпочитают работать с классическими черными матовыми шторками. Также освещенность может быть увеличена использованием ламп с более высокой цветовой температурой. К примеру, освещенность, полученная от источника света с цветовой температурой 5400К всегда будет выше, чем у такого же источника с цветовой температурой 3200К на 10-40%, в зависимости от типа ламп.

Теперь перейдем непосредственно к цифрам. Пользуясь открытыми источниками можно найти следующие фотометрические характеристики для популярных моделей светильников:

Название модели

Освещенность, лк

Расстояние

м

2 м

3 м

4 м

5 м

KinoFlo ParaBeam 210 (5400К)

2685

786

356

203

134

ARRI studio cool 2-bank (3200К)

1600

490

271

145

68

RusRay CB 2-55 (3200К)

1800

520

301

160

82

RusRay CB 2-55 (5400К)

2050

590

325

180

95

ndfnbВажно отметить, что падение освещенности при удалении от источника света пропорционально квадрату расстояния. То есть, наблюдается квадратичная зависимость.

Если освещенность на 1 м равна 1000 лк, то на 5 метрах: 1000 / (5 * 5) = 40 лк.

В реальные измерения вкрадывается множество нюансов и погрешностей, но порядок цифр становится понятен.

Довольно большая разница в показателях освещенности разных моделей светильников объясняется различиями систем отражателей. В светильнике KinoFlo ParaBeam 210 лампы расположены под углом, а система рефлекторов намного эффективнее систем, используемых другими производителями. Отсюда и достаточно серьезный выигрыш по световому потоку, чего нельзя сказать о габаритных размерах прибора. У приборов ARRI серии Studio Cool отражатели значительно короче, чем у остальных светильников, но в ассортименте присутствует опция Light Intensifier, позволяющая увеличить световой поток.

Люминесцентный светильник RusRay СВ 2-55 вид спереди

Люминесцентный светильник RusRay СВ 2-55 вид спереди

В светильниках RusRay, несмотря на компактный размер корпуса, отражатели собирают световой поток с трех сторон. Их система обеспечивает средние значения освещенности относительно ARRI и KinoFlo. Немаловажной особенностью является наличие третьего отражателя, установленного напротив патронов для ламп. Он отражает свет от угловых частей ламп и основных отражателей, увеличивая световой поток. Подобное решение также можно увидеть в светильниках KinoFlo серии ParaBeam.

Что можно сказать в итоге? При выборе заливающего люминесцентного светильника, всегда необходимо рекомендовать делать сравнения характеристик с лидерами отрасли. Нельзя забывать, что они являются новаторами и используют все доступные технологии при проектировании своей продукции! Люминесцентный свет, используемый в телестудиях уже много лет, стал классическим решением для создания общей освещенности сцены. На данный момент ожидать каких-либо качественных изменений в этом сегменте не стоит, поэтому хотелось бы порекомендовать относиться со здоровой степенью скептицизма к осветительным приборам из бюджетного сектора, которые предоставляют технические характеристики на порядок выше моделей от заслуживающих уважения производителей.